Влад Тупикин (tupikin) wrote,
Влад Тупикин
tupikin

Categories:

ЛЕКЦИИ СОЦИОЛОГА АЛЕКСАНДРА БИКБОВА О СОВЕТСКОМ И СОВРЕМЕННОМ

Александр Бикбов
Александр Бикбов начинает цикл открытых лекций. Фото из аккаунта Фаланстера, отсюда


В восемь вечера в понедельник 14 сентября - первая из серии открытых лекций социолога Александра Бикбова. Москва, Фаланстер.

Вот строчки из анонса:

"14 сентября, 1 лекция. Неслышные революции в образовании и науке: от советской государственной службы - к новому российскому капитализму.
Существовала ли в советское время почасовая оплата? Какая педагогическая нагрузка была у преподавателей при Сталине? С какого времени советское руководство начало бороться с совместителями? Кто отправлял руководству страны письма о добровольном снижении себе зарплаты? Сколько получали советские академики? Как можно оценивать советские реформы университетов и Академии с точки зрения справедливости? (...)"
По-моему, дико интересно!

Подробнее — ниже.

Фаланстер и Центр современной философии и социальных наук представляют курс публичных лекций социолога Александра Бикбова

От практик - к смыслам и обратно. Что значит жить в российском обществе после советского


14 сентября, 1 лекция. Неслышные революции в образовании и науке: от советской государственной службы - к новому российскому капитализму

Существовала ли в советское время почасовая оплата? Какая педагогическая нагрузка была у преподавателей при Сталине? С какого времени советское руководство начало бороться с совместителями? Кто отправлял руководству страны письма о добровольном снижении себе зарплаты? Сколько получали советские академики? Как можно оценивать советские реформы университетов и Академии с точки зрения справедливости? Почему после исчезновения административно-командной системы выросли преподавательские нагрузки? Какие идеи бурных академических дискуссий 1980-х реализованы лишь 25 лет спустя, а у каких нет шансов в ближайшее десятилетие? Что означает плата за обучение с точки зрения образовательной архитектуры и как российские реформаторы опередили европейских? Ответы на эти вопросы можно будет узнать из первой лекции Александра Бикбова, цикл которых пройдёт в книжном магазине Фаланстер.

21 сентября, 2 лекция. Как устроена критическая социальная теория? Элементы метода и биографий

Критическая социальная теория привлекает внимание своими мощными объяснительными возможностями и престижем успешной трансгрессии границ. Однако в российском образовательном и публичном пространстве этой привлекательностью часто не умеют верно распорядиться. Критический характер порою приписывают теориям, которые не имеют ничего общего с социальной критикой, а иногда престижным эпитетом просто наделяются подходы, которые имеют вид современных. Способна ли критическая социальная теория критиковать всё что угодно, или она имеет содержательную специфику? Была ли критическая социальная теория в СССР? Какая интеллектуальная и политическая генеалогия не будет ложной в объяснении её истории и возможностей? Чьи тексты нужно читать в первую очередь, чтобы овладеть основами критической социальной теории? Как исследователи и теоретики становились носителями критического проекта? Эти вопросы социолог Александр Бикбов предлагает к обсуждению в своей второй лекции.

12 октября, 3 лекция. Социальный смысл исторических понятий. Как случайные слова из прошлого создают будущее общества

Александр Бикбов - автор книги "Грамматика порядка: историческая социология понятий, которые меняют нашу реальность" (2014), получившей крайне высокие оценки специалистов и внимание образованных читателей. Новаторский подход, предложенный в книге, основан на соединении истории понятий с социологией профессиональных и политических практик. Такое соединение позволяет понять, как некоторые, в общем случайные, слова становятся направляющими принципами общественного развития. Благодаря включению в анализ социальных взаимодействий и соединению микро- и макромасштабов новый подход позволяет проанализировать неочевидные измерения в устройстве советского и современного российского общества. Метод, который привёл к открытию, становится общим достоянием. Как выбрать правильные слова для исследования, какие параметры учитывать в анализе, как переходить от практик к смыслам и возвращаться обратно? Об этом, с иллюстрациями и примерами - третья лекция Александра Бикбова в Фаланстере.

19 октября, 4 лекция. Обсуждение коллективного исследования "Что значит быть философом? Текущие и позднесоветские ответы"

Почему в советских философских текстах столько ругательств? Чем для социалистического строя был так страшен философский объективизм и ревизионизм? Как философы пережили отказ от "единственно верного учения"? А главное, чем на протяжении более чем полувека занимались и продолжают заниматься люди, носящие гордое имя философа? Что это значит: быть партийным философом в 1947, советским участником международных философских конгрессов в 1970-е, российским публичным философом в 2015? Группа молодых исследователей под руководством Александра Бикбова поставила перед собой задачу разобраться в том, как устроена философская профессия в последние 70 лет, наполненные надеждами, чувством невозможного и впечатляющими перипетиями. В рамках четвёртой лекции будут представлены некоторые вопросы и результаты этого исследования, которые предлагаются для обсуждения.





Tags: анонсы, знание разорвёт цепи рабства, москва, общественные тенденции, социология, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments